ВАЗ 2111 turbo

Эту машину ты наверняка замечал на выставках и соревнованиях, и уж точно видел ее фотки в Интернете, но только MAXI tuning знает об этой машине все, с момента покупки.

Когда-то, в далеком 2004 году, хозяин этого монстра Максим решил, что ему нужна машина под новый тюнинг-проект. ВАЗ-2111 был выбран по нескольким причинам. Во-первых, цена новой машины вполне укладывалась в бюджет, во-вторых, тюнинговать ВАЗ достаточно просто: деталей много и большинство технологий откатаны, и, в-третьих, «матрешку»-универсал очень мало кто тюнингует, так что появляется возможность построить что-то реально эксклюзивное. В автосалоне был куплен ВАЗ-2111 серебристого цвета в максимальной комплектации: с кондиционером и электрозеркалами. Положенные тысячи километров счастливый Макс честно обкатывал полуторалитровый шестнадцатиклапанник. А потом началось...

Пролог

В первую очередь, владельца интересовал внешний вид, и из многих предложений обвесов был выбран WRC от Lit. Этот обвес предлагался к тому времени только для 2110 и 2112. Ничуть не смутившись этим фактом, Макс попросил сделать задний бампер на заказ. При установке такого комплекта обязательно режут арки и переносят заднюю балку. Также требуется установка спортивной горловины бензобака, так как на месте штатной заливной горловины проходит задний правый расширитель арки. Обвес проектировался под большие колеса, с родными 14” машина смотрелась как штангист с ногами балерины. Вскоре арки заполнились 16” колесами: диски Stilauto с резиной Conti Sport Contact в размере 205/55R16. После установки дисков высянилось, что они упираются в задние пружины (Макс не угадал с выносом). Проблему решили просто – купили на «Южке» спейсеры 30 мм. Колеса перестали цеплять, внешний вид радовал владельца и всех окружающих, но вот тормоза пропали совершенно. И без того мертвый штатный комплект с такими колесами просто перестал выполнять свои функции. Проблему решили в SVR – там установили спереди диски Lucas 280 мм с суппортами от Соболя, а сзади комплект ЗДТ на суппортах от Golf. Для увеличения информативности педали тормоза инсталлировали вакуумный усилитель и ГТЦ Lucas от Святогора. Одновременно был установлен электроусилитель руля – такие колеса рулем ворочать тоже очень тяжело.

Внутреннее пространство

Обкатав новые тормоза и ЭУР, Максим поставил руль МОМО диаметром 320 мм и понял, что пора приступать к тюнингу салона и музыкальной составляющей. Со свойственным хозяину MAXIмализмом машину решили готовить сразу серьезно: к соревнованиям по автозвуку. Салон разобрали, проложили все поверхности шумоизоляцией STP в 2 слоя (около 100 кг чистого веса, между прочим). Головное устройство было выбрано из топовой линейки Alpine модель 9835R, к нему добавили чейнджер Alpine CHA-634. В дверях на подиумах сдвоенные миды Audio Development AD600 и пищалки Eton 280V. Усилитель Soundstream TR 800\5 прокачивает среднечастотники и саб JL Audio 12 W7, усилитель Genesis Stereo60 работает на пищалки. Усилители в багажнике установили на фальшпанели, саб сделали в двух вариантах – с корпусом «стелс» для участия в совревнованиях по чистоте звука и трапецию для соревнований по звуковому давлению. Стандартные сидения закинули в дальний угол гаража, водитель теперь восседает на Recaro Sport, пассажир на Recaro Speed. Весь остальной салон перешит в продолжение темы водительского сидения.

В результате получился отличный аппарат для соревнований по автозвуку. Одно время Макс увлеченно колесил по городам и весям, собирая кубки. Потом ездить стало сложнее…

2111 RS

Многие любители автозвука на этом и завершают свои проекты, но Максим не из таких. Ему мало громкой музыки и сногсшибательного внешнего вида. Хотелось быть первым во всем. Новые тормозные суппорта от «Соболя» неплохо останавливали автомобиль, но были уж очень тяжелыми, да и купить нормальные колодки под них просто нереально. Выход был найден, когда хозяину попалось на глаза объявление о продаже «бэушного» тормозного кита AP Racing 5100. Цена, внешний вид и вес комплекта показались вполне адекватными и его установили в автомобиль. Надо сказать, что в комплект входили 4-поршневые суппорты из разряда «тупой спорт», без пыльников. Более того, в результате долгого лежания на полке у них закисли поршни. Результат – за несколько тысяч километров один тормозной диск стерся до толщины листа А4 из за постоянного подклинивания суппорта. Произошло примерно на середине трассы Москва-Петербург. Все это очень разозлило хозяина и суппорта были перебраны целиком. Встал вопрос: откуда взять диски. Настоящие AP Racing – мегадорогие! Очень кстати пришелся пример находчивых товарищей из «ПРОМА», которые для своих тормозов берут диски от BMW, вырезают у них ступичную часть с дырками и на болтах прикручивают алюминиевую ступичную часть собственного изготовления с нужной сверловкой. Вот тебе готовые составные тормозные диски.

Внешнему виду и на этом этапе уделили внимание – из стоковых фонарей и компонентов из каталога Hella сделали эксклюзивную заднюю оптику.

Следующим этапом стала подвеска. Амортизаторы Koni-sport, пружины Eibach Pro-Kit – традиционный союз. Из нетрадиционных компонентов – опоры передних стоек ШС от «Билкона». Автомобиль стал неплохо рулиться, замечательно тормозить, но портил малину 94-сильный моторчик. Стоковый, как слеза младенца. Эту ситуацию Макс попытался исправить парой 4.1 с 18-м рядом и блокировкой дифференциала в КПП и выпуском от MG-Race с разведенными на 2 стороны банками.

17”

Все эти действия, обычно приводящие к более резвому разгону в данном случае не помогли т.к. на машину уже были установлены шикарные диски 17” OZ Racing с резиной Dunlop SP Sport 9000. Такие диски очень трудно найти с ВАЗовской сверловкой 4х98. Их трудно найти даже со сверловкой 4х100. Зато в продаже были колеса 4х114. Их и прикупили. К ним были заказаны новые спейсеры из алюминия, усиленные сталью в местах крепления шпилек под колеса. Изначально ширина проставок была 50 мм, но заднее колесо цепляло за арку, так что пришлось назад поставить развальные пластины и уменьшить ширину шайб до 30 мм.

ТурбоТАЗ

Машина охренительно выглядела в статике. А вот в движении, мягко говоря, не поражала. Мотора катастрофически не хватало – 17” и центнеры музыки делали свое дело. Хотелось пламенного турбомотора, но в 2004 году еще не было более-менее откатанной технологии и решений по постройке турбоВАЗа… Сейчас опыт у тюнинг-контор появился. В том числе, у пары фирм – благодаря Максу.

В интернете была найдена некая контора, предлагавшая два варианта готовых турбокитов. Первый вариант предлагался для стокового железа и позволял снять около 180 л.с. Второй вариант предполагал переборку мотора и декларировал 200+ сил. Ты удивишься, но выбран был второй вариант. Мотор собрали с геометрией 78х81, валы 10.5, ресивер SVR, гибридная турбина Garrett T25/28 с интеркулером Valeo от Audi, на впуске фильтр пониженного сопротивления A`PEXi, в головке расширили масляные каналы и каналы охлаждающей жидкости. Собранный мотор обкатывали 2000 километров на прошивке от такой же машины, но… использовавшей ДМРВ. Через 400 км после обкатки турбина накрылась от перегрева.

Оказалось, что, во-первых, в выпуске на 57-й трубе было сужение сечения до 46 мм перед глушителями по вине горе-сварщиков из «АВТОКАТа». Во-вторых, оказалось, что когда делают такие гибридные турбины – срезают рубашку охлаждения. Ни контора, которая варила выпуск, ни фирма, которая предлагала турбокит, своей вины предсказуемо не признали.

Но… те 400 км автомобиль ВАЛИЛ! Поэтому пути назад уже не было. В первую очередь заменили весь чудо-выпуск на cat-back компоненты 3” от Subaru. Вместо сгоревшей улитки поставили Garret T28R на подшипниках с водяным охлаждением. На этот раз машину отстраивали на стенде. Аппарат показал мощность в 238 сил при 1.2 бара давления. Но тут выяснилось, что в новой конфигурации мотор отказывался ехать ниже 4000 оборотов. Моторчик в 1600 кубов способен раскрутить турбину и прокачать «фронтальник» только ближе к красной зоне. При этом производитель турбины вообще-то позиционирует это изделие как раз в сегменте «для малых моторов». Ситуацию попытались решить установкой моментных валов «Кубок Лада 8.8»; это сделало полку момента ровнее, но на низах машина все равно оставалась мертвая.

Покой нам только снится

Процесс эксплуатации 2111 turbo в режиме «каждый день на работу» напоминал битву за урожай в архангельском огороде. Проблемы возникали самые неожиданные. Например, от того, что мотор достаточно легко раскручивался до отсечки в 7200 оборотов, многократно слетали патрубки системы охлаждения. Проблема была решена установкой силиконовых патрубков Samco. Силикон вообще так прет Макса (не только его – прим. Ред.), что он заменил все патрубки под капотом на силиконовые. Следующая проблема – сцепление. Стандартный комплект от Valeo держит 22 кг момента. В новом моторе – 28 килограмм. Сцепление сдохло очень быстро, появился керамический наборчик от Pilenga. Короткая коробка передач только мешала мощному мотору ездить, поэтому пару заменили на 3.9, 18-й ряд оставили, но 5 передачу поставили стандартную – для комфортной езды по трассе.

Но и на этом этапе хозяин не забывал про внешность своего турбо болида! Выразилось это в покупке экслюзивного пластикового капота Evolution-style, сделанного на территории сопредельной Украины. Изначально Макс его покрасил в черный цвет. Зачем он это сделал – не знает никто, ведь машина серебристая. Через полгода вопросы «зачем туту черный?» сделали свое дело: капот был перекрашен в «снежку».

Максим – ненормально увлеченный своим делом человек. Это только в формате статьи кажется, что постройка автомобиля шла ровненько. Даже, казалось бы, простая операция замены ГП в коробки вылилась для него в несколько недель езды на неизвестно как работающей коробке с ежедневными препирательствами с автосервисом. Эпопея с первой турбиной и выпуском была еще длинее и затратнее. За последний год машина больше проехала на эвакуаторе, чем своим ходом, а хозяин больше времени провел под ней, чем в ней. Но в результате получился совершенно эксклюзивный автомобиль, который уж точно единственный в мире. А чего еще можно желать настоящему энтузиасту тюнинг движения?