ВАЗ-2110 Так 12 раз..

Когда я собрался поставить звук в новой машине, то решил, что маленький «Никон Кулпикс» сможет лучше рассказать о том, что и как удалось сделать. Сами понимаете, увидеть один раз или сто раз прочитать — вещи совершенно разные, да и не всегда у меня хорошо получается слова друг к другу точно подгонять. Стенки сабвуфера — другое дело, тем более что делать мне пришлось это, кроме шуток, 12 раз подряд.

Попробую теперь рассказать, как было дело. А начну вот с чего, чтобы избежать кривотолков и сразу настроиться на правильную частоту. Я люблю Kicker. Именно люблю, а не ищу в этом выгоды. И если кому-то это непонятно, то я могу только посочувствовать. Вам не повезло в жизни, вы не знаете, что такое любовь. Кроме как за деньги. Впрочем, большинство читателей журнала меня, я уверен, поймут.

В моей старой машине, вазовской «четвёрке», сабвуфером работал 18-дюймовый квадрат «Кикера». Появился он там вопреки рекомендациям, просьбам и уговорам всех тех, кто так или иначе знал о моей затее. Они в один голос утверждали, что это чудовище создано исключительно для соревнований по звуковому давлению и добиться от него сколько-нибудь приличного музыкального баса невозможно. На самом деле «невозможно» — это плохое слово, неправильное, на правду больше похоже «нет желания найти возможность», а мы ещё не в этом возрасте, правильно? Поэтому я и решил всем доказать, что кикеровский саб можно научить не только давить звуком SPL-микрофон, но и бережно обращаться с нюансами музыкальной грамоты. Причём и то и другое делать в салоне обычных «Жигулей».

Первая часть затеи удалась относительно легко, в классе «Bass Super» по версии SPL-клуба машина заняла третье место. И, как потом выяснилось, имела бы очень неплохие шансы на победу в борьбе с монстрами из «Bass Extreme». А про музыкальные возможности системы я уже знал и сам, наслушался во время настройки. Да и друзья-товарищи не дали бы погибнуть в пучине заблуждений, поверьте, каждый, кто заходил в гараж, непременно забирался в салон послушать систему, и слушали они именно музыку, а не соревновательное «Брррррр». Ценители системы нашлись и вне гаражного пространства. Забавная история получилась как-то вечером, когда поехал по делам на другой конец города. Еду себе, никому не мешаю, вдруг смотрю — два джипа аккуратно, но настойчиво прижимают меня к обочине. Предположить можно было всякое, но я не робкого десятка, остановился, опускаю стекло и интересуюсь так вежливо, что, мол, за незадача у мужиков случилась, может, помочь чем? Оказывается, свет фар высоко стоящего джипа выхватил в темноте выдающийся калибр «Кикера» в задней полке моей «четвёрки», джипперы самым ожидаемым образом пропёрлись и решили узнать, есть ли связь между этой штукой и волнами баса, прорывавшимися наружу «четвёрки», а снаружи — внутрь их пальцованного внедорожника. Завязался нормальный мужской (не пацанский, а мужской, есть разница) разговор, сели, послушали, и спустя три дня один из новых знакомых позвонил и попросил поставить такой же сабвуфер в его машину. Вот что «Кикер животворящий» делает, а вы говорите...

Однако «четвёрка» своё отъездила, и на смену ей пришла «десятка». Скажу вам прямо, и можете крутить пальцем у виска сколько угодно, хоть двумя руками крутите: машину выбирал под аудиосистему. Салон жёстче и меньше, утечек не так много, хотя позже я заключил, что «четвёрка» мне нравилась больше. Это как первая любовь, не забудешь никогда.

Так вот, значит, «десятка». Разумеется, весь салон я разобрал и укрыл панели кузова белой «пенкой». Она и салон мне заглушила, и все дырки-щели заткнула, даже в уголках зеркал пригодилась, на фотографии, там где ручка зеркала, хорошо видно. Хотя мне нравятся соревнования SPL-клуба, никто не может меня упрекнуть, что диапазону частот выше 100 Гц я не уделил никакого внимания, совсем даже наоборот. Кузов новой машины — совсем другой, и положение пищалок я искал по-честному, с чистого листа, как говорится. Перепробовал все места, мыслимые и немыслимые, начиная с подушки передних сидений и заканчивая задником салонного зеркала. Кстати, эти два крайних случая дали очень даже недурные и интересные варианты звучания. Но всё же «велосипед» с пищалками, похоже, уже придуман, поэтому своё окончательное место ВЧ-головки нашли на передних стойках, на уровне ушей, и смотрят на середину лобового стекла. Если кого интересуют технологии самодельщика — пожалуйста, секрета здесь нет никакого, чашки, прикрученные к накладкам, обмазываются автомобильным пластилином, потом напильником всё это дело округляется, облагораживается, шлифуется шкуркой и затягивается мягкой кожей. Жёсткую не люблю, очень тяжело её укладывать. На весь монтаж пищалок у меня ушёл один день.

Начало салонному тюнингу положила нижняя часть «десяточной» торпедо. Новая заказная деталь с плавными обводами мне нравится больше, к тому же я поставил новый щиток приборов белого цвета и блок решёток с кнопками и ручками. С «головой» чудить смысла не было, её оставил внизу, у ручки КПП. Что ещё по передней части салона? Да вроде больше ничего.

Теперь мидбасы, для «моих» музыкальных стилей нужны две пары. Одной 6,5-дюймовкой хороший клуб, металл и другие тяжёлые стили не поднять. Сделал двойной подиум на запененной фанере — как это делается, написано было уже не раз, потом закрепил его на двери восемью саморезами, по четыре в каждом отверстии под динамик. А уже к фанере притянул корзины динамиков, закрутив на каждой 12 раз подряд саморезы помельче, итого 48, если считать оба борта. Катушки динамиков включены в параллель, рабочий ток ожидался хороший, значит, и сечение акустических кабелей нужно выбирать соответствующее. Я решил вместо двух толстых кабелей провести четыре потоньше, по паре на каждый мидбас, заодно получился настоящий би-вайринг, на фото видно. Чтобы сделать двери, пришлось повозиться 4 полных дня с утра и до вечера.

На что ушло ещё 2 месяца? На сабвуфер. Расчёт корпуса саба на 18-дюймовом SoloX даёт хороший результат, когда речь идёт о небольших уровнях сигнала, и очень приблизительный, когда сабвуфер работает на уровнях громкости, более мне привычных. С этим пришлось столкнуться ещё в старой машине. И чтобы получить от динамика всё, что он может, надо кропотливо и не торопясь менять параметры оформления и оценивать получившийся результат. На слух, а как иначе? Выглядело это так: двое суток (не дней!) подряд, на строгом рационе из пива и сигарет изготавливается очередной вариант ящика, все стенки плотно подгоняются одна к другой, а готовый короб монтируется на место. То есть не какой-нибудь короб, а именно готовый, разве что без отделки. Потом несколько часов здорового сна, горячая пища и снова в гараж, теперь уже слушать. Примерно через час «заслушки» диагноз становился ясен, саб разбирался, стенки помечались и откладывались в сторонку. Что потом? Потом — двое суток подряд на известном рационе, и так 12 раз подряд. Зато результат стоит того — отличный бас, без намёка на запаздывание и с невероятным запасом звукового давления. Чтобы получить аналогичный результат, можете воспользоваться моим опытом: берёте головку Kicker SoloX S18X2D (с двумя 2-омными катушками), из двух слоёв 25-миллиметровой фанеры делаете ящик объёмом 117 литров, в котором выгораживаете два фазика объёмом по 58 литров каждый. И всё: 12 раз подряд я за вас уже сделал, вы можете использовать свои попытки для чего-то другого. Не забудьте, конечно, каждую катушку саба подвести к усилителю своей парой проводов, поверьте, тянуть два тонких кабеля легче, чем один толстый.

Отношение к марке «Кикер» у меня особое, и вовсе не потому, что я её продаю. Наоборот, я её покупаю потому, что для моей музыки и моей системы эти компоненты самые подходящие. В «четвёрке» перебывало много других именитых брэндов, но больше всех мне понравился «Кикер», поэтому не удивляйтесь, что даже на клеммах аккумуляторов есть логотип этой марки. Надеюсь, что на соревнованиях я об этом не пожалею и коллекция моих призов вырастет. Хотя бы ещё раз 12, можно и не подряд...