Самоходная тыква - Тест-драйв Lada Priora

На тест-драйве новые "Жигули" - Lada Priora. Эволюция тольяттинской продукции, видимо, все-таки минует европейскую модель и пойдет по азиатскому пути. Самая современная отечественная машина напоминает китайский седан эконом-класса.

Каждый год в России продается около миллиона отечественных автомобилей. Если спросить их владельцев, почему они предпочли купить «десятку» или «Калину», а не, скажем, Renault Logan, окажется, что решающим аргументом при выборе стал не комфорт, или дизайн, или ходовые качества. В России русские машины покупают не чтобы на них ездить, а чтобы их чинить. А "Жигули" чинить очень удобно - запчасти в каждом деревенском магазине, а навыки по переборке подвески и вылавливанию «глюков» электрики передаются по наследству. Это образ жизни и традиция одновременно. Поэтому, приехав на тест-драйв жигулевской новинки Lada Priora в Сочи, мы погнали ее прямо в сервис. Причем не в гарантийный центр, ("Жигули" там чиниться не будут) а в самую настоящую гаражную мастерскую на три бокса с единственным подъемником.

То, что по сути «Приора» - это обновленная «десятка», секретом не было, пусть АвтоВАЗовцы старательно позиционировали ее как принципиально новую и современную машину. Новой ее делают применено 350 оригинальных деталей и узлов, в том числе и импортных, хотя есть заимствованные у «Калины».

Не надеясь на свой вкус, производители пригласили итальянских дизайнеров для разработки внешности машины. Однако итальянцы, видимо назначили вполне европейскую цену, и им заказали только дизайн передней оптики.

Те деньги отработали, приделав к «Десятке» огромные фары, впечатление от которых, тут же портит грубоватая решетка радиатора. На рестайлинге задней части решили сэкономить и скопировали ее у «Калины». А корректировка профиля денег и вовсе не потребовала, потому что ее не было: все та же форма дверей, неприглядные пластиковые ручки и несимметричные колесные арки - ноу-хау дизайнеров «Десятки». В итоге «Приора» неожиданно для самой себя оказалась похожа на китайскую подделку знаменитой «Матрешки».

Пока мы стояли в очереди на подъемник, придумывая, на что бы нам пожаловаться механикам, коллеги из других изданий честно гоняли «Приоры» по дорогам. Им выдумывать жалобы было не нужно.

В одной из машин во время тест-драйва отлетел кусок пластика на водительской двери. На остальных проявила себя фирменная жигулевская болезнь - заклинившие замки.

Хотя надо отдать производителям должное: перед тем как заклиниться, двери захлопываются значительно тише за счет пластиковых элементов. Неисправным оказался люк для доступа в багажник в спинке заднего сиденья. С сам багажник захлопывался раза с пятого. И даже в иностранной фаре фирмы Hella не оказалось рассеивателя на поворотнике. К концу первого дня среди журналистов стал популярным анекдот про Золушку.

- Ну, дорогая Золушка, ты почти готова к королевскому балу. Но на чем же ты поедешь? Вот тебе, Золушка, «Лада Приора». Но, знай: ровно в 12!... Или в 11… А то и в 10… Знаешь, езжайка ты, Золушка, лучше на тыкве!

- Вы сюда? - спрашивает человек из темноты внутри бокса, где такое тусклое освещение, а его лицо и одежда настолько испачканы в масле и мазуте, что светятся только глаза.

- Да. Мы бы хотели провести диагностику.

- А что за машина?

- Лада Приора.

- Я в первый раз такую вижу, - признается механик. - Мы вообще-то вас за «китайцев» приняли. Утром сегодня видел красного «китайца» - один в один.

- Это десятка бывшая. Новая совсем - только с конвейера.

- А чего у вас случилось уже?- Пока ничего. Хотим вам показать ее, послушать что скажите.

Два мастера, похожие на шахтеров с фонариками, жадно всматриваются в вывешенные внутренности «Приоры». Дергают рычаги и рулевые тяги, крутят колеса и внимательно слушают, не шумят ли подшипники.

- Так сколько, говоришь, она стоить будет, - поворачивается мастер.

- Тысяч 11 долларов.

- Хех! Получается, что за «Десятку» такую цену ломят! Практически все как у десятки, толком ничего не поменяли, только если еще хуже сделали.

- А что хуже-то стало?

- Топливный фильтр раньше вкручивался, а эти на защелках. А они легко ломаются. Тем более грязью забьется... Регулятор тормоза - та же проблема. Да и крепление ручника еще неудобнее стало...

(механик сплевывает) - Вот еще вакуумник очень неудобно менять будет. Просто очень неудобно.

- А что первым посыплется?

- Это советский автомобиль. Он в этом смысле непредсказуем, - усмехаются работяги.

Машина медленно опускается, и два синих комбинезона ныряют в салон и под капот.

- Торпедо вроде, как у «Калины». Ага. Только шкалы другие были. И руль. Ого! Подушку безопасности поставили?! Сами?! Ничего себе, - по реакции механиков было не понять, рады они за отечественный автопром или появление подушки их напугало. -Под капотом оказалось, что отечественные инженеры пытались проявить чудеса мерчендайзинга и сделали часть деталей недоступными. Поскольку в нашем сервисе не оказалось электрика, который должен был завершить картину, мы поехали в соседний сервис.

Крупный мужчина с рыжей макушкой слегка потерялся при виде нашей машины.

- А что это? Китаец?

- Нет-нет, это новая десятка. Нам бы электрику проверить.

Энергичный мастер приступает к привычной процедуре. Достает провода, клеммы крепит к аккумулятору. Снимает кусок обшивки под рулем и застывает: разъема для подключения компьютера там нет.

Он кладет провода на место. На всякий случай, еще раз осматривает автомобиль под капотом, бормоча что-то себе под нос. Перекурив, мастер решается начать поиски разъема под обшивкой. Берет отвертку и начинает методично, одну за другой снимать элементы обшивки внутри салона.

- Нет ну вы посмотрите, - взрывается мастер, - куски пластика просто погрызены кем-то, и пол салона на саморезах! Машина будет греметь, как ведро с гайками, уже через год...

Еще через час, заново собрав машину, он подошел к нам попросить мануал для «Приоры»: может, там написано, куда ни разъем спрятали. Но и после совместного чтения книжки задача решения не имела.

- Ребят, я, вам, похоже не могу помочь. Нету тут разъема!

- Как?

- Так, я бы и сам хотел знать.

- А такое вообще бывает?

- Нет, где-то он должен быть. Но я не знаю, куда еще можно было запрятать этот разъем. Сегодня утром иранский седан подвезли. Даже там нашел, а тут - не могу!

В третий сервис мы не поехали, а решили просто покататься. На сочинских серпантинах стало заметно, что подвеску все же немного доработали: машина управляется четче, но за это приходиться расплачиваться пятой точкой.

Доработанный двигатель 1,6-литровый 16-клапанный (98 л.с.), соответствующий нормам "Евро 3", который так хвалили представители АвтоВАЗа, оказался механизмом с мерзким голосом: слушать его на оборотах выше трех тысяч было особенно неприятно. Кстати, еще одна расплата за более современный мотор - 95-й бензин.

Стоя вечером на набережной, и вспоминая слова механиков, что машина собрана плохо и «чинить ее придется до самой пенсии», мы привлекли внимание подвыпивших прохожих:

- Это что? Жигули новые? Здорово! А сколько стоит?

- 280 тыс. рублей - почти 11 тыс. баксов. «Ланос» можно купить, или «Логан».

- Ну, нет! «Ланос» нам не нужен. Я себе лучше нашу куплю. Зачем же мне чужая развалюха, когда есть своя, ее чинить проще, - засмеялись молодые люди.