Настойка Горькая - Тест-драйв Lada Kalina 1.6

"Ой, цветет калина..." Все, отцвела, созрела, налилась соком. Была обработана, забродила, набрала "градус", и теперь предлагается на дегустацию любому желающему. По цене менее 8000 y.e.! И хотя коллектив "АБw" не был замечен в пристрастии к горячительному, калиновую настойку мы поспешили испробовать одними из первых.

Каждый раз, когда на тесте оказывается российский автомобиль, у меня начинается раздвоение личности. Впрочем, мое созвездие - Близнецы, так что переговоры с самим собой идут постоянно. Но в присутствии росмобилей прямо приступ какой-то начинается!

Одна моя часть, Оптимист, хочет верить в то, что уж теперь-то все будет по-настоящему, как обещано. Точнее, как хотелось бы. Что производитель наконец-то нашел способ улучшить качество, что при сборке будут обращать внимание даже на мелочи, что сразу после покупки ничего не нужно будет "протягивать" и заново пережимать, что теперь нам не будут продавать откровенно "сырые" автомобили, на все претензии отвечая: "А что вы хотели за такие деньги?" В общем, Оптимист верит в будущее российского автомобиля. По крайней мере, он надеется, что будущее у него есть...

Другая половина, мой друг по жизни - Пессимист, хам и циник в одном лице - свои суждения основывает на фактах, уважает аналитику и вообще не склонен к созданию радужных картинок. Его жизненное кредо: ну-ну, посмотрим; его коронная фраза: все будет так, как должно быть, и никак иначе. Он не верит в чудеса, а к российскому автопрому относится с легкой иронией. Впрочем, некоторые его достижения, вроде рессорного УАЗа, мой друг очень уважает.

В общем, каждый тест российской новинки - это "Война и мир" в миниатюре, карманное, так сказать, издание. Вот и сейчас, когда пришло время брать на тест Lada Kalina, половинки разошлись не на шутку. Повод для спора они нашли хороший, актуальный, можно даже сказать - животрепещущий. И поспорить есть о чем: все-таки последняя новинка за столько лет.

Опять же, у Оптимиста есть надежда, что "на этот раз" все действительно получится как надо: то есть хорошо. По крайней мере, для этого есть все предпосылки: построенное с нуля производство, новая окрасочная линия, обилие иностранных комплектующих. Так что с первой минуты теста Пессимист в основном защищался...

Первый глоток

ОПТИМИСТ: Нет, ты только посмотри, как хороша! Какой дизайн! Не "made in France", конечно, но ведь действительно здорово - красиво, современно, со вкусом. И цвет какой удачный. Кстати, я слышал, что для Kalina разработана специальная гамма "веселых" цветов. А еще, благодаря новой окрасочной линии, точно такой же, как на заводах Audi и BMW, значительно улучшено качество окраски. И, как следствие, антикоррозийная стойкость.

ПЕССИМИСТ: Ну-ну, посмотрим... Новые цвета, говоришь, импортная окрасочная линия? Все это мы уже проходили, и не раз. Все равно на конвейере стоят те же люди, что пару лет назад болты молотком забивали. И сейчас, наверное, забивают! И красочку твою веселую они отольют себе в ведерко обыкновенное, оцинкованное, и домой понесут - мало там, забор или туалет на даче нужно покрасить. А то, что останется, водой разбавят или еще какой гадостью - вот и посмотрим, сможет ли твой "навороченный" окрасочный комплекс нормально покрасить машину водой...

ОПТИМИСТ: Злой ты все-таки! До невозможности: хоть то самое ведро подставляй, чтобы желчь капала! Нельзя же на мир смотреть сквозь прицел танкового пулемета: больно узкий кругозор получается. Посмотри: люди ведь стараются, новое производство построили. Специально для того, кстати, чтобы действительно с нуля освоить производство новой модели, и тем самым избежать дефектов, присущих предыдущим моделям. Знаешь, как они называют Kalina? РАЕК - российский автомобиль европейского качества!

ПЕССИМИСТ: Ну-ну, сейчас посмотрим - где тут качество, а где Европа... Пошли, что ли, по машине "пошарим"? Так, краска вроде и в самом деле неплохая, в смысле хорошо положена. Даже "металлик"! Но вот опять же, наших не корми, а дай только "догнать и перегнать". Покрасили всю машину дорогой краской, чтобы стадо покупателей было довольно, и перед соседями было чем похвастаться... А о практической стороне кто будет думать? Где молдинги?

Посмотри: что бампера, что боковины кузова - ни одной защитной накладки. На стоянке кто-нибудь из соседей дверью "приложит" - закрашивай царапину. Встречная машина камушек подымет, или зимой в смерзшийся сугроб уткнешься - крась бампер! Вот владельцы обрадуются!

ОПТИМИСТ: Да, с молдингами действительно не доглядели... Но их же можно и потом пристроить - думаю, на себестоимость производства это не сильно повлияет. Зато посмотри, какой у Kalina дорожный просвет - в самый раз для езды по нашим направлениям! А какой багажник - оценил? Сюда не только наши пресловутые два мешка картошки поместятся, но и многое другое. Опять же мебель на дачу можно перевезти - спинки задних сидений складываются, причем по частям.

ПЕССИМИСТ: В кои-то веки готов с тобой согласиться: действительно, и клиренс, и объем багажника впечатляют. Господа с фрикативным "гэ" будут, несомненно, рады: за несколько рейсов можно будет перевезти весь скудный урожай с дачи домой: что не сгнило в земле, будет догнивать в квартире.

Но факт, достойный уважения: с умом как-то все сделано, практично. На внутренней стороне крышки багажника есть ручка, сам багажник имеет отдельный замок - не нужно постоянно ключ зажигания доставать. Это радует.

И я даже готов немного поддакнуть тебе: дверные ручки тоже очень удобные.

ОПТИМИСТ: А теперь пошли в салон. Как тебе дизайн? Не впечатляет? Не привередничай: ведь неплохо сделано, даже интересно. Конечно, стиль "био" уже перестал быть модным, но смотрится красиво - и на этом спасибо.

Эргономику, кстати, тоже оцени. Рулевая колонка регулируется, кроме этого, Lada Kalina - первый российский автомобиль, серийно оснащаемый электроусилителем руля. Потом, в движении, ты это оценишь.

А пока присмотрись к качеству сборки. Только к материалам особо не придирайся - понятно ведь, что машина стоимостью меньше 8 000 y.e. не может выглядеть внутри, как Lexus. Но, отметь, все гораздо лучше, чем у предыдущих моделей: прогресс чувствуется.

ПЕССИМИСТ: Да уж, прогресс чувствуется: раньше все сразу отваливалось, а теперь, видимо, все на клей посадили. И криво, кстати, посадили: вон, даже вазовская эмблема на рулевом колесе криво приклеена.

А вот за то, что руль регулируется, - спасибо. И за отличную "приборку", с крупными цифрами. И за удобный блок управления вентиляцией. Но что за пластик в салоне? Что за великолепный "кислотный" аромат? И почему, когда руль вращаешь, его корпус трется о кожух рулевой колонки?

ОПТИМИСТ: Ну, ты хочешь всего и сразу, и за полцены! Не придирайся: машина фактически предсерийная. Первая, кстати, официально ввезенная в Беларусь! И поэтому на последующих экземплярах все должно быть лучше. Кстати, еще на стадии постановки на конвейер в конструкцию Lada Kalina было внесено боле 70 изменений! И этот процесс продолжается: изучая рекламации потребителей, завод по-прежнему совершенствует автомобиль.

ПЕССИМИСТ: Ну-ну... 70 изменений, говоришь? Они что, котята двухмесячные? У них что, глаза только позавчера открылись? Уже пора отмечать круглую дату с того момента, как нас начали кормить байками о Kalina, а дефекты и конструктивные недоработки до сих пор выявляют. И еще неизвестно, сколько будут "выявлять"! Хорошо хоть, что сама концепция модели получилась удачной. Салон вон какой просторный: сам за собой я сажусь с таким запасом, что еще и роскошную блондинку на колени посадить могу. А то и двух: места просто навалом. И для ног, и по высоте, и по ширине - втроем на заднем сиденье можно устроиться без проблем. Правда, опять же типично российский подход - ни подлокотника, ни подголовников.

Ладно, все, поехали лучше кататься - я там в каталог заглянул, характеристики вроде очень даже ничего!

Аромат

ОПТИМИСТ: Да-да, тебе понравится! На Lada Kalina устанавливаются два двигателя, точнее, две версии одного, 1,6-литрового мотора. Базовая развивает мощность 82 л.с., а 16-клапанная - 89. С последним мотором Kalina разгоняется с места до 100 км/ч всего за 11,5 секунды!

ПЕССИМИСТ: Неплохо... Только вот где шумоизоляция? Такое ощущение, что мотор стоит в салоне - вся гамма шумов представлена вашему вниманию. Я прямо слышу, как всасывается воздух через дроссельную заслонку.

И вибрации! Когда машину показывали на презентации, все было как у людей - тихо, чинно, благородно. А теперь на одометре всего 2,5 тысячи, а машину словно подменили. Заводишь - можно на слух делать диагностику двигателя. Даешь газу, и в диапазоне оборотов 1700-2500 об/мин по кузову пробегает характерная "дрожь". Причем настолько ощутимая, что даже через мягкое сиденье эти вибрации передаются на... пятую точку.

ОПТИМИСТ: Хм, вибраций действительно раньше не было. Я сам ездил на презентации, причем весьма активно - и хорошо помню, что все было окей. А сейчас и вправду какой-то "зуд" идет по кузову. Но эта машина несколько раз участвовала в гонках, новая, необкатанная - в таких условиях любой мотор начнет вибрировать.

Но оцени сам мотор! Как тебе его тяга на низких оборотах? Ведь настоящий зверь - я заметил, что ты специально отпустил газ на старте, потому что передние колеса уже завизжали, готовые сорваться в пробуксовку. Не ожидал ведь такого?

ПЕССИМИСТ: Да уж, порадовали старика! С тягой у мотора все в порядке: "низы" очень "сочные", даже подгазовывать на старте не нужно. Просто отпускаешь сцепление, слегка нажимаешь газ - и Kalina отлично ускоряется. Ведущие колеса и в самом деле периодически повизгивают, причем даже если у водителя и в мыслях не было "жечь" резину - это все из-за тяги двигателя.

А еще хорошо, что нет "паузы", характерной для многих современных иномарок, "удушенных" экологическими требованиями - у них двигатель реагирует только спустя секунду после нажатия на газ.

Но кроме отличной тяги на "низах", радоваться больше особенно нечему. А вот придраться, наоборот, есть к чему. Коробка передач работает с такой четкостью, будто у машины пробег под триста тысяч - в механизме какая-то "болтанка", передачи включаются с усилием.

Опять же, двигатель ревет дурным голосом, особенно на разгоне - вот с этим точно что-то нужно делать.

ОПТИМИСТ: Вот так всегда, одно слово хорошо - два плохо! Ты же сам неоднократно говорил, что любишь, когда мотор рычит - мол, так азартнее и спортивнее. А теперь жалуешься, что "ревет дурным голосом". Ничего он не ревет - просто шумно работает мотор, и все. Опять же, все равно половина новых ВАЗов ездит в тюнинге и с "Ремусами". А тут и ставить ничего не нужно: мотор и так звучит подобающе!

ПЕССИМИСТ: Звучит, не то слово. А как она едет! Разгоняется вроде хорошо, но только выедешь на трассу, и начинается. После 120 км/ч наружные зеркала вибрируют, откуда-то из-под лобового стекла свистит ветер. Хорошо хоть, что по остальным параметрам вроде бы выходит "троечка": курсовая устойчивость неплохая, да и передачи для движения на высокой скорости подобраны неплохо.

Но когда приходится тормозить, особенно резко, - вспоминаешь всех святых. Удар по педали тормоза - и, знакомая картина, машину начинает разворачивать поперек дороги. Приходится реагировать, причем очень оперативно: руль в сторону заноса, и "выводишь" газом. Я, конечно, не претендую на ABS в "базе", но тормоза-то нормально прокачать можно было!? А то тормозит одно только левое заднее колесо...

ОПТИМИСТ: Прокачать - не проблема. А больше, собственно, никаких проблем и нет, так что ты не придирайся. Разгоняется Kalina хорошо, на крейсерских режимах радует низким уровнем шума, дорогу держит отлично. Едешь и наслаждаешься!

ПЕССИМИСТ: Ага! Особенно когда едешь быстро, активно маневрируешь и... И Kalina становится словно пластилиновая - ощущение, будто жесткости кузова нет и в помине. На каждый маневр она реагирует с запаздыванием, и мягкая подвеска здесь вовсе не оправдание. Над управляемостью еще работать и работать! Нужно сделать автомобиль сбалансированнее, понятнее и четче в реакциях.

Посмотри, как она ведет себя на "переставке": сначала поворачиваешь руль, потом машина "думает", потом машина начинает крениться, а уже потом, когда водитель начал сбрасывать газ, Kalina поворачивает - а в результате имеем склонность в заносу. А вывести ее, кстати, из заноса непросто: рулевое управление очень "длинное", около четырех оборотов от упора до упора. И для стабилизации автомобиля нужно сделать почти два оборота.

Но еще хуже на "змейке" - там просто невозможно ездить! Стандартная фигура, на которой испытываются и малолитражки, и лимузины, и внедорожники, для Kalina оказывается маловата - водитель просто не успевает вращать руль, чтобы заправить ее в вираж. Поэтому она едет не как все, между пилонами, а поперек "змейки" - водитель едва успевает заруливать ее хотя бы через два пилона. А какие при этом крены! Не машина, баркас - с одного борта на другой, и обратно. При активном маневрировании меня чуть не укачало...

ОПТИМИСТ: Ну... ну... Ну не будь ты таким занудным! Да, есть определенные проколы по части управляемости. А азарта в этом процессе, как ты заметил, совсем нет. Но, может, и не для того делалась машина. Ведь среди иномарок тоже есть "дрова" примерно такого же уровня - я имею в виду управляемость. И никто их не попрекает за то, что они плохо управляются в заносе.

Зато посмотри, как Kalina ведет себя на плохой дороге! Скорость - сколько не страшно, и подвеска работает на "ура". Можно смело пропускать камни между колес, можно не притормаживать перед ямами - российский автомобиль все прощает! Да, подвеска работает громковато, особенно передняя, но зато ей хватает энергоемкости нормально приземлить машину даже после того, как ты прыгнул на очередном холмике! Тоже мне, Колин МакРей! На серийной машине, по "допу", да еще с прыжками - теперь еще скажи, что Kalina едет как-то не так.

ПЕССИМИСТ: Нет, не скажу - нормально она едет. Наверное, плохие дороги - это как раз ее среда обитания. А также отвратительный бензин, хреновый сервис, поддельные запчасти, камазовское масло, которое меняют один раз за всю жизнь автомобиля - когда старое полностью вытечет. В общем, убедил ты меня: Lada Kalina - автомобиль хороший. Но по-своему. И красив он по-своему. И наверняка кому-то нужен. Но не мне.

Вердикт

С прискорбием сообщаем, что продукция Волжского автозавода с иномарками по-прежнему конкурировать не может. При том, что цена новых моделей ВАЗа вплотную приблизилась к "мировым" стандартам, вряд ли мы будем рекомендовать эту машину кому-то из своих друзей и знакомых: хочется открыто смотреть людям в глаза. Или друзья не те?

С другой стороны, там, где иномарки не приживаются в принципе, Kalina будет иметь успех. Ведь в ней много хорошего: просторный салон, приятный дизайн, неплохая эргономика, внушительный клиренс. И портят ее только мелочи: посредственное качество сборки, какие-то вечные "сверчки" в салоне. А что самое обидное, все это безобразие происходит на фоне речей о кардинальном улучшении качества.

Так что Lada Kalina мы характеризуем так: потенциал у этого автомобиля есть. Но для того, чтобы оформить вердикт по форме "брать/не брать", нужно подождать первые отзывы о новинке. Если все будет так, как прежде - всякие мелочи будут портить жизнь владельцу, то нет смысла выкладывать восемь тысяч долларов за российский автомобиль, похожий на иномарку. А вот если все же Kalina зарекомендует себя с лучшей стороны... Тогда мы только порадуемся ее успехам: машина все же неплохая.