NIVA ИЛИ "НИВА"? - Тест-Драйв "ВАЗ-2123" (Chevrolet Niva)

Судьбу этого автомобиля можно назвать непростой: родившись под именем "ВАЗ-2123", он долгое время путешествовал по выставкам в качестве копцептуальной модели, затем его пытались выпускать на опытно-промышленном производстве ВАЗа. Отдадим должное: на ОПП его все-таки начали выпускать, но качество этих автомобилей оставляло желать лучшего. В общем, новая "Нива" постепенно превращалась в один из нереализованных проектов ВАЗа. И лишь когда за дело взялись американцы, кое-что начало получаться...

Какое отношение к нашей "Ниве" имеют американцы? И почему именно они занимаются ее выпуском? Обо всем по порядку.

"ВАЗ-2123", он же новая "Нива", он же, но с небольшими изменениями Chevrolet Niva - это на самом деле продукт отечественно... простите, российского автопрома. Разработку новой модели, призванной сменить на конвейере давным-давно устаревший "ВАЗ-2121" и его модификации, начинал ВАЗ. Причем начинал давно: первый прототип дебютировал еще в далеком 1996 году (забавно: у японцев уже по два-три поколения сменилось, а у нас модель только дошла до серии). Он же, ВАЗ, пытался довести модель до серийного производства: проводил испытания, сертифицировал новую "Ниву" и даже начал потихоньку собирать на конвейере опытно-промышленного производства. Собирали их на ОПП совсем недолго и немного. Несколько сотен экземпляров разошлись во просторам СНГ, несмотря на то что цена "опэпэшного" автомобиля составляла... 14.000 долларов!!!

А вот здесь в дело уже вступают американцы. В рамках СП "GM-АвтоВАЗ", в планы которого входила организация производства автомобилей в России, "ВАЗ-2123" получает "путевку в жизнь" - именно эта модель была выбрана американцами для дальнейшей ее доработки и последующей реализации на рынках различных стран.

Сразу после того как был подписан договор, "Ниву" перестали собирать на ОПП: американцев категорически не устраивало качество того продукта, который предлагал ВАЗ. И пока эти "наборы запчастей" под именем "ВАЗ-2123" окончательно не испортили имидж новой "Нивы", их производство решено было прекратить.

Вместо этого американские специалисты взялись за доработку конструкции "Нивы". Их не устраивало практически все: эргономика, безопасность, ходовые качества, огромное количество врожденных конструктивных недостатков. Практически все, чем приходилось заниматься американцам, нужно было либо дорабатывать, либо переделывать заново, иначе ничего лучше, чем "ВАЗ-2123", собрать не получалось.

Но в итоге американцам все же удалось избавиться от большинства недостатков, и они приняли решение о начале серийного производства - в 2002 году новая "Нива", переименованная к тому времени в Chevrolet Niva, поступила в продажу. Только не подумайте, что все закончилось заменой шильдиков: на самом деле под маркой Chevrolet на рынок вышла совершенно другая машина - лучше по качеству, нормально собранная. Неудивительно, что Niva сразу пришлась по душе: на российском рынке, надежно "защищенном" от посягательства иномарок высокими таможенными пошлинами, давно не хватало доступного и модного внедорожника.

В Беларуси Chevrolet Niva появилась совсем недавно: премьера модели состоялась на "Моторшоу 2004", а официальное открытие автосалона - буквально месяц назад.

Почему так долго? Представители завода отвечают на этот вопрос прямо: для начала необходимо было удовлетворить спрос на территории РФ, а уже потом у "GM-АвтоВАЗ" появилась возможность представить автомобиль на внешних рынках. Кстати, в России Chevrolet Niva пользуется действительно едва ли не ажиотажным спросом, и для завода крайне трудно было изыскать дополнительные мощности для производства автомобилей на экспорт. Тем не менее объем производства растет, и благодаря этому Chevrolet Niva уже официально представлена в Беларуси. Настала пора познакомиться...

Русский или американец?

Люблю я все-таки это занятие - поиск недостатков в автомобиле... Ведь как ни крути, насколько совершенной ни была бы модель, всегда можно найти к чему придраться. Точнее, не придраться, а именно обнаружить какой-то недостаток. А в автомобиле российского производства - тем более...

До сих пор с содроганием вспоминаю свою первую поездку на новой "Ниве" - тогда еще "ВАЗ-2123", собранной на опытно-промышленном производстве ВАЗа. За полчаса, проведенные за рулем этого автомобиля, нам пришлось вспомнить все навыки, необходимые для вождения отечественного авто.

Руль без гидроусилителя, воющая трансмиссия, невероятно тугое включение передач, отваливающийся пластик, ревущий мотор - в общем, полный набор. Зазоры между кузовными панелями, в лучших традициях российского автопрома - с одной стороны сантиметр, с другой - почти два. Двери закрывались с таким лязгом, что даже стоящим рядом на стоянке "УАЗикам" было стыдно...

Проехав пять километров, открыли капот - масло по бокам двигателя текло если не ручьями, то по крайней мере достаточно сильно. В итоге, чтобы не угробить эту игрушку за 14.000 долларов, мы решили по-скорому вернуть ее дилеру - а ну как сломается или заклинит чего?

Теперь, надеюсь, вы понимаете нетерпение, с которым я ожидал теста Chevrolet Niva? Все познается в сравнении, а мне было с чем сравнивать: поездку на той "Ниве" до сих пор помню и друзьям как анекдот рассказываю...

Но Chevrolet Niva сразу "разочаровал". Первичный осмотр принес сплошное расстройство: автомобиль хорошо окрашен, все нормально закручено-завинчено, и нигде не наблюдается никаких явных дефектов. Да что там дефектов - даже ни одного "дышащего" молдинга обнаружить не удалось. Обидно...

Дальше - больше. Хотел проверить равномерность зазоров, но не смог втиснуть палец в узкую щель между капотом и крылом. Неужели и впрямь все так классно? Нет, к счастью, российский менталитет так просто американским менеджментом не вышибешь: рукоятка открывания двери "порадовала" тугой кнопкой. А закрывая распашную дверь багажника, можно с удовольствием наблюдать, как "играет" крепление запасного колеса.

Впрочем, дальше пошла скукотища: все остальное оказалось собрано очень качественно. Центральный замок сработал с приятным глухим стуком, рулевая колонка оказалась регулируемой, да еще в довольно широком диапазоне. А зеркала? Большие, удобные, да еще с электроприводом! Правда, какой-то "мегамозг" догадался расположить блок управления зеркалами... между передними креслами. Причем не спереди, а возле "ручника" - поди догадайся, где его искать.

Зато все остальное искать не пришлось: блок управления вентиляцией с предельно понятной символикой и простейшим алгоритмом управления расположен почти в самом верху центральной консоли, что позволяет пользоваться им, почти не отвлекаясь от дороги. Кстати, на Niva в стандартной комплектации имеется противопылевой фильтр салона - удобная вещь, скажу вам.

Пластик на панели - качественный, но без претензий. "Приборка" производства российской фирмы VDO тоже хороша: "чистая", прекрасно читается и выглядит неплохо. Умеют ведь, когда захотят!

Хм, а почему клавиши на панели такие страшненькие? Неужели на складе не нашлось нормальных тумблеров - чтобы все было действительно как в "импортных аналогах"? А то эти слишком сильно напоминают стоявшие на "ВАЗ-2123"...

Новое рулевое колесо - классная идея! "Баранка", которую завод-производитель устанавливал на все свои модели, в том числе и на "опэпэшную" "Ниву", была на редкость неприятной - как с виду, так и на ощупь. А эта классная: стильный дизайн, "шевролетовская" эмблема, толстый обод. Хотя обод, пожалуй, не помешало бы сделать из другого материала - помягче и не такого скользкого.

Пространства в салоне более чем достаточно. Отрегулировав водительское кресло под себя, пересаживаюсь назад - до спинки остается еще сантиметров десять! До потолка - еще больше. И по ширине хватает запаса - похоже, втроем сзади будет достаточно удобно.

Багажник тоже порадовал - своими размерами. В обычном положении полезный объем составляет 300 литров, а если сложить заднее кресло, то можно вместить уже до 650 литров. Задние сиденья складываются в пропорции 40/60, причем каждую часть можно складывать отдельно. Процесс трансформации прост: с этой задачей справится даже женщина. Поднимаешь подушку сиденья в вертикальное положение и откидываешь спинку вперед - получается дополнительное пространство для длинномеров. Единственное, что смущает: при сложенных задних сиденьях пол получается очень неровным - ночевать в машине, если придется, будет не очень комфортно.

На этом знакомство с интерьером можно считать законченным - пора переходить к "драйву"...

Осторожно: низколетящий внедорожник!

Перед началом теста я заглянул в техданные, дабы ознакомиться с возможностями предлагаемого для теста автомобиля. Так-так: 1,7 литра, 80 л.с., распределенный впрыск, 5-ступенчатая трансмиссия, дисковые тормоза спереди и барабанные сзади. Вспомогательной электроники вроде ABS или какой-нибудь системы тягового контроля, естественно, не предусмотрено. Равно как и особых "излишеств" по части оснащения: ни кондиционера, ни аудиосистемы в Chevrolet Niva нет...

Ладно, без этого мы как-нибудь обойдемся: чай, не на Lexus каждый день ездим. Тем более все действительно необходимое имеется: и гидроусилитель руля, и регулируемая рулевая колонка, и центральный замок. По-настоящему расстроило только одно: в графе "Разгон с места до 100 км/ч" стояли две замечательные цифры - 19. Сколько? Неужели и правда для разгона до "сотни" этому "Шевроле" нужно 19 секунд? Похоже, да...

Но первые километры пути быстро убедили меня, что цифры - это еще не все. Ведь есть еще и ощущения водителя, которым я доверяю больше: управляя автомобилем, проще решить, насколько он динамичен и удобен. И оказалось, что Niva - достаточно быстрый автомобиль. Первые три передачи - "короткие", и благодаря тому, что процесс переключения передач радует быстротой и четкостью, до "городских" 60-70 км/ч Niva разгоняется довольно шустро. И при этом нет необходимости "душить" ее по полной программе. Немного вялый на "низах", в зоне средних оборотов двигатель просыпается - в результате мы имеем достаточный запас тяги, позволяющий довольно лихо "орудовать" в плотном городском трафике.

Правда, попытка ехать еще быстрее обречена на неудачу: даже максимально напрягая двигатель, трудно добиться от Chevrolet Niva пушечного ускорения. Она едет так, как ей удобно: быстро, но не слишком, и изменить ритм ее жизни почти невозможно. Ну и не надо: нам вполне хватает и такого "драйва". Ведь именно так, постоянно удерживая двигатель в зоне средних оборотов и быстро переключая передачи, можно ехать на Niva довольно быстро - в городе то и дело скорость доходила до 80-90 км/ч. После этого я перестал с сарказмом вспоминать признание менеджера, что позавчера он "привез" штраф за скорость на 40 тысяч рублей.

На Chevrolet Niva это действительно реально: для водителя, который любит стартовать первым и ехать быстро, в городе этот автомобиль очень удобен. Высокая посадка, позволяющая смотреть поверх крыш легковых автомобилей, и "короткая" трансмиссия, обеспечивающая нормальное ускорение в "городских" режимах, делают Niva незаменимым в тех ситуациях, когда маневренность оказывается важнее "поголовья" под капотом.

Пока восьмицилиндровый "биммер" отчаянно моргает фарами "Москвичу", движущемуся в крайнем левом ряду со скоростью 45 км/ч, Niva уже обходит эту "процессию" по правому ряду, благо обзорность с места водителя позволяет заранее планировать такие маневры. Еще один плюс - "неубиваемая" подвеска. На своих высокопрофильных покрышках Niva может запросто наскочить на бордюр и съехать с него на полном ходу, и все это - без каких-либо последствий!

Именно поэтому в городе редко приходится следить за состоянием дорожного покрытия - мне, к примеру, чаще приходилось смотреть на спидометр при виде очередного "снайпера" с радаром. Яма, колодезный люк, трамвайный переезд - все это привлекало мое внимание только в зеркале заднего вида.

Кстати, о зеркалах... Возможно, это был недостаток конкретно этого экземпляра Chevrolet Niva, но внутреннее зеркало оказалось практически бесполезным. Когда скорость поднималась чуть выше 50-60 км/ч, рассмотреть в нем что-либо было просто невозможно - оно начинало "дрожать", и изображение оказывалось "мутным". Та же проблема оказалась актуальной и для наружных зеркал, только на скорости свыше 100 км/ч - их сильная вибрация делала картинку расплывчатой и едва различимой. По крайней мере, опознать марку движущегося сзади автомобиля оказалось проблематично - мне удалось различить только цвет...

Да и вообще, Chevrolet Niva на скорости свыше 100 км/ч - это весьма специфическое шоу. Мало того, что на пятой передаче машина еле-еле набирает скорость - по этому поводу мы как раз иллюзий не питали: внедорожник все-таки... Но шумы, вибрации! Как только стрелка спидометра переваливает через "сотню", в салоне становится очень шумно: гул, исходящий от трансмиссии и от покрышек, становится назойливым. Добавить еще "газку", и шум начинает увеличиваться: на 120 км/ч в машине становится по-настоящему дискомфортно. А на 140?

Если честно, то не знаем: попытка разогнаться до указанной скорости ни к чему не привела: стрелка спидометра словно застыла на "подходе" - примерно на уровне 137-138 км/ч. Но и этого, скажу вам, оказалось достаточно: от гула уже закладывало уши, и, помимо зеркал, вибрировать стало все остальное - резонансная "дрожь" покрыла весь автомобиль.

В общем, не "ездец": на трассе, особенно с нормальным покрытием, Chevrolet Niva оказалась не так хороша, как в городе. Гул, вибрации, неважнецкая курсовая устойчивость и "никакая" динамика разгона - да, явно не "турист", для дальних поездок мало годится. Значит, едем в карьер!

По горам, по долам...

Как только под колесами оказалась разбитая "грунтовка", Niva словно воспряла духом - после такого позора на трассе ей захотелось реабилитировать себя в наших глазах. Скорость - порядка 80 км/ч, и мы летим по дороге, где до этого ездили только трактора и грузовики. А ничего, хорошо идем! Если бы не канава, вырытая какими-то "мелиораторами", при съезде с трассы можно было бы даже скорость не сбрасывать!

Впереди показался карьер - руль вправо, газ не сбрасываем... Подкидывая седоков, Niva проворно заныривает в поворот, не требуя подруливаний или снижения скорости. И подвеска, кстати, работает отлично - мягко, но не допуская пробоев. Мы это еще в городе заметили: идет Chevrolet Niva очень комфортно, без раскачки и излишней жесткости.

А вот и долгожданная грязь. На секунду сбросив скорость, водитель снова вжимает газ в пол - и Niva с ревом пролетает огромную лужу. Нормально: разворачиваемся и повторяем "заплыв". А теперь в песок, глубокий такой, рыхлый и влажный после дождя... Но едва мы сунулись туда, как машина резко потеряла ход - на второй передаче двигатель не смог провернуть колеса в песке. Быстрое переключение на первую, но поздно: скорость упала до минимума, и под стук клапанов Niva остановилась.

Ладно, попробуем иначе: перещелкиваем рычаг "раздатки" на два положения и включаем понижающую передачу. Газ, сцепление, первая передача - но нет, двигателю по-прежнему не хватает тяги, и колеса снова вязнут в песке. Черт, уже и сцеплением стало попахивать - горит, родимое...

Что ж, отходим на свои позиции: не выключая пониженного ряда, выбираемся из ловушки задним ходом. А затем - снова вперед. На скорости и с ходу Niva наконец-то проходит песчаную ловушку! Но судя по тому, как упала скорость и как угрожающе "зацокали" клапаны в двигателе, проблема с нехваткой мощности по-прежнему актуальна. Это подтвердило наше дальнейшее путешествие по карьеру: перед препятствием нужно было заранее набирать скорость, иначе Niva могла остановиться прямо посреди "ловушки".

А вот с чем не было проблем, так это с геометрической проходимостью автомобиля. Короткие свесы, внушительный дорожный просвет и огромные ходы подвесок позволяли ездить по карьеру, не опасаясь вывешивания колес. Даже "диагоналку" мы едва смогли сделать. Так что как внедорожник Chevrolet Niva по-прежнему очень хороша - за полтора часа в карьере мы только один раз воспользовались блокировкой центрального дифференциала.

Вердикт

Вердикт по этому автомобилю звучит немного странно: Chevrolet Niva оказалась очень хороша в городе и так же великолепна на бездорожье. Необычное сочетание, не правда ли? Обычно одно качество исключает другое, а здесь - весьма удачная комбинация, симбиоз "проходимца" и комфортного "кроссовера".

Именно с кроссоверами, "паркетниками" и представителями класса SUV мы и хотели бы сравнить Chevrolet Niva. Пусть она уступит им в управляемости и динамике разгона, но от этого не станет менее удобной в городе. А на бездорожье "отомстит", это точно...

Десять тысяч! Кто предложит лучше?

Новая, абсолютно новая Chevrolet Niva из автосалона в комплектации L обойдется в 22.880.000 белорусских рублей. По нынешнему курсу это получается чуть больше десяти тысяч американских долларов. Нормальная цена? "Супер!" - отвечают покупатели, выстраиваясь в очередь за Chevrolet Niva...

Комплектация L включает в себя следующее оснащение: иммобилайзер, гидроусилитель руля ZF, регулируемую рулевую колонку, центральный замок, передние электростеклоподъемники, корректор фар, противотуманные фары, зеркала с электроприводом и обогревом, тканевую обивку салона, колпак запасного колеса на диск, радиоподготовку, складываемые задние сиденья 40/60 и фильтр салона. И все это - за 10.000 долларов!

Вторая комплектация - GLS - оценивается дилером в 25.740.000 белорусских рублей. Она имеет все оборудование версии L, а внушительная доплата получается не такой уж заметной, если учесть, что в данной комплектации имеются также литые колесные диски, тонированные стекла, велюровый салон, подголовники задних сидений, полноразмерный запираемый чехол запасного колеса, радиоподготовка с антенной и двумя передними динамиками, а также подогрев передних сидений.

Итак, всего за десять тысяч вы можете приобрести новую Chevrolet Niva. Это действительно выгодное предложение - дешевле стоит только "УАЗ". Но на ульяновских автомобилях многие не захотят ездить принципиально, потому что эти модели отличаются слишком "внедорожной" направленностью. Да и с качеством у "козликов" по-прежнему есть проблемы.

Остаются только внедорожники-иномарки. Но тут есть одно "но": все они заметно дороже Niva. Скажем, более-менее сопоставимый с Niva по размерам (но не по качеству) японский внедорожник Suzuki Grand Vitara в базовой версии будет стоить как минимум на пять тысяч дороже. Остальные импортные внедорожники - еще дороже.

Впрочем, есть один "джип", который вполне может составить Chevrolet Niva конкуренцию. Он тоже стоит чуть больше десяти тысяч американских долларов и оснащен дизельным двигателем, что для внедорожника как-то более естественно и привычно. Этот конкурент - TATA Sumo, индийский "Гелендваген".

Правда, те, кто захочет на нем прокатиться, быстро придут к выводу, что уж лучше взять "Ниву" первого поколения с пятидверным кузовом - "ВАЗ-2131". Потому что "индиец" отнюдь не радует своими потребительскими качествами - он шумный, тряский, медлительный и очень "задумчивый" в реакциях.

Вот и получается, что у Chevrolet Niva есть конкуренты только среди подержанных внедорожников. За десять тысяч у.е. можно подыскать много достойных моделей, но тут уже вопрос принципиальный: захочет ли кто-то ездить на машине second hand, если имеется возможность купить совершенно новую, да еще и с гарантией?