Секреты пьяного мастера

Не будет тайной, что автомобилисты в гаражах занимаются не только обслуживанием машин. Частенько они идут туда просто отдохнуть. От работы, от суеты, от жен. А какой отдых без выпивки? Совмещая приятное с полезным, после очередного ТО возвращаются домой "на автопилоте". Мы решили проверить, насколько опасен автомобилю пьяный мастер.

ПЬЯНЫЙ МАРАФОН

На столь необычный тест нашли добровольцев - людей умелых и опытных. Новичок может напортачить и в трезвом виде. Сценарий эксперимента был прост:

1. Каждый участник регулирует щупом клапаны "Жигулей", затягивает на глазок болты крепления головки и заезжает задним ходом, под прямым углом в "гараж", обозначенный шинами. После чего абсолютно трезвый мастер-контролер проверяет момент затяжки болта динамометрическим ключом, а зазоры клапанов - индикатором. Все действия испытуемых хронометрируются.

2. Подопытный принимает на грудь 200 грамм водки и повторяет все операции.

3. Еще 150. И снова проверка с хронометражем.

4. Повторение пункта 3. Останавливается мастер по своему усмотрению, если вовремя решит, что ему уже хватит.

5. Под конец каждый участник должен запереть "свой" гараж. Три бокса с ключами в замках нарочно оставили прикрытыми, но незапертыми.

Признаться, мы немного слукавили с заданием. Особое внимание уделяли времени регулировки клапанов и степени их затяжки, а вовсе не точности, поскольку выставить щупом зазор можно даже пьяным вдрызг. Не страшно переборщить чуть с моментом. А стоит недотянуть - при работе мотора контргайка отвернется, тогда беда!

Момент затяжки болта головки определили 10 кгс.м. Так непривычнее, а, стало быть, труднее. И здесь подводные камни. Перетянул - болт может выйти за предел текучести и с каждым тактом двигателя будет ослабляться, недотянул - прокладка останется неприжатой. Затянул с разными моментами - не разгладится плоскость головки. Любой расклад чреват пробоем прокладки и выходом мотора из строя. Копеечная работа обернется немалыми затратами на транспортировку увядшего авто и дорогой ремонт.

Перед экспериментом основательно заправились пельмешками, кто ж в гараж идет натощак? Знакомьтесь: Сергей, 35 лет, Николай, 46 лет, и Сергей Михайлович, 53 года. С самого начала (еще до приема горячительного) наша команда прониклась духом соревновательства. Каждый старался сделать свою работу как можно качественней и быстрее. Зазоры мастера выставляли в пределах допуска, никто не ошибся ни разу. С затраченным на регулировку временем и моментом затяжки тоже все в ажуре.

КОЛЬ, КЛЮЧ "НА 17" ГДЕ?

Итак, долгожданная бутылка запотевшей "столичной" на столе. Стартовые 200 грамм команду не впечатлили. Добровольцы лишь избавились от неловкости, перестали смущаться фотографов и чуть повеселели. Наблюдатели сглотнули слюну и мысленно занюхали лучком. Работа пошла бодрей. Клапаны выставили даже быстрей, чем на трезвую голову, а вот болты ребята немного недотянули. В "гараж" въезжали аккуратно, не торопясь, с частыми остановками. Машину все поставили ровнехонько - не придерешься.

Через полчаса махнули еще по 150. Посыпались одобрительные комментарии: "О! Вставило". Незнакомые прежде мастера прониклись друг к другу симпатией. Сергей превратился в Серегу, Николай - в Колю, а Сергей Михайлович - в Михалыча. В речи замелькали непечатные словечки. Регулировка клапанов заняла чуть больше времени, чем до принятия внутрь. Зато момент затяжки получился наилучшим. Очевидно потому, что рассудок лишь мешает дозировке усилия. Здесь срабатывает подкорка, причем тем сильней, чем больше оглушено сознание. Правда, гаечные ключи перестали складывать в чехол, бросали их на полочку под капотом.

Опасливый и неторопливый Михалыч сравнялся с Николаем по времени въезда в "гараж" лишь потому, что удосужился отпустить ручник. Ему единственному не пришлось чертыхаться и, краснея, заводить заглохшую машину. Время рулежки выросло у всех - люди понимали, что они нетрезвы, глазомер уже не тот, а потому осторожничали. В "ворота" попали все трое.

Выкушали еще по 150. Планка поднялась до магической отметки 500. Народу явно похорошело. На зависть наблюдателям. Добровольческая бригада, несмотря на наши призывы взяться за работу, взяла тайм-аут, оставшись за столом. Ну, захотелось мужикам потолковать за жизнь, поделиться глубокими мыслями.

Признаться, мы думали, что никто уже не поднимется из-за стола и, тем более, не приступит к работе. Однако, посидев с полчаса, наши механики самостоятельно рассудили, что делу время, а час потехи истек. И встали на ноги! И взяли в мозолистые руки ключи. И тронулись к машинам. Ох, крепок народ...

Работали сосредоточенно, полностью сконцентрировав внимание на непослушном инструменте. Искали гаечные ключи, которые почему-то всегда оказывались в кармане хозяйственного Николая. Время регулировки выросло в полтора раза. Гайки затягивали вполовину сильней, чем положено, что в общем-то неопасно. Разве что ослаблять тяжко будет. Головку тоже перетянули, не добравшись, впрочем, до предела текучести болтов. В "гараж" въезжали с пробуксовкой, лихо срывая машину с места. О такой мелочи, как ручник, никто и не вспомнил. Внутренние ограничители отказали, осторожность и внимание - забыты. Сергею даже удалось вписаться в ворота. Двое других "помяли" машине бок. Хорошо, что лишь условно. Пришлось гаражный тесС ВОДКОЙ.

К восхищению контролеров, на отметке "бутылка на нос" никто не остановился. Народ потребовал продолжения. С последней, четвертой бутылкой разделались с энтузиазмом. И сразу, с азартным блеском в глазах, приступили к работе, желая обогнать друг друга, блеснуть мастерством. Не тут-то было! Последний подход к двигателям стоил по времени трех предыдущих. Мастера отвлекались на анекдоты, нагибались за бесконечно выскальзывающим из рук инструментом, шарили по земле руками. Одни только поиски злополучного ключа "на 17" вылились в целую эпопею. Николай каким-то образом умудрялся им завладеть и засовывал в карман, то и дело промахиваясь мимо. Поэтому ключ находили на столе среди закуски, под машиной, на лавочке и в других экзотических местах. Результат неутешительный. Только на регулировку клапанов уходило больше часа. Все было перетянуто. Да так, что болты едва удалось стронуть. Так недолго и резьбу сорвать. Болт головки впрямую подобрался к пределу текучести. Пришлось заменить его новым - от греха подальше.

На этом официальная часть завершилась. Участникам объявили результаты соревнования. Однако эксперимент не закончился - мы слукавили намеренно. Нам было интересно посмотреть, чем займутся пьяные люди. Кроме того, их ждал заготовленный "сюрприз".

А между тем Коля отобрал у соседа по гаражу дроссельный патрубок от "Святогора" и стал проверять герметичность заслонки казенной водкой. Михалыч расчувствовался и угощал набежавших собак остатками тушенки. Серега бегал от одного к другому, раздавая советы. Его челночные рейсы обернулись невесть откуда взявшейся бутылкой портвейна "Три семерки". Трапезу прервали седоки новенького БМВ. Легко вкатившись на площадку, они полюбопытствовали, где тут чинят кондиционеры. "А здесь!" - ответили им заплетающимся языком. И решительно направились к машине. Серебристый баварец, не разворачиваясь, задним ходом с ревом сорвался с места и вмиг исчез. Очевидно, навсегда.

Когда дела подходили к концу, около гаражного пикника остановилась "Тойота". Очаровательное создание выпорхнуло наружу и попросило оказать машине первую помощь. Каковая незамедлительно и ретиво была оказана. Не догадывались мастера, что "Тойота" была подсадной уткой. Нам было интересно узнать, как отреагируют нетрезвые механики вдали от жен на появление беззащитной девушки. А отреагировали красиво: всю работу бросили, про хронометраж забыли, от окриков начальства отмахнулись. Под аккомпанемент чарующего щебетания наездницы насчет "дрыгающихся дворников" причина плохого их поведения была найдена и виртуозно устранена. По доброте душевной и под воздействием выпитого отпустили "Тойоту" совершенно бесплатно. Знай наших!

А Я ВСЕ ПОМНЮ, Я БЫЛ НЕ ПЬЯНЫЙ

Итак, эксперимент закончен. Пора делать выводы. Разгоряченные мастера не сумели быстро и с хорошим качеством поставить на ход машину. Мастерство - пропили! Мало того, отведав изрядную дозу, кое-где и вовсе напортачили - с таким веселым ремонтом двигатель долго не проживет. А уж пол-литра вышибло из колеи даже самого крепкого и опытного мастера, дисциплина исчезла словно дым, о координации движений уже и не говорим. "Посидев" еще, мастера растеряли напрочь самоконтроль - не в состоянии даже дозировать усилие. Да и перемещались не без труда, то и дело роняя ключи, детали, гаражное барахло и друг друга.

Тем не менее, решать, можно ли огреть пол-литра за компанию во время ремонта, должен сам автомобилист. В конце концов, он вправе распоряжаться своим временем, своими кровными. А вот загонять машину в гараж лучше в трезвом виде. По крайней мере, дешевле.

...Между прочим, поутру наши подопытные узнали, что "свои" гаражи все трое запереть забыли.